Охранительство веры

Недавно в Саратовской епархии побывал режиссер и журналист Василий Леонидович Яцкин, автор миссионерского проекта «Под солнцем». Он встречался со школьниками, студентами, педагогами Саратова и области - проводил беседы, показывал фильмы, отвечал на вопросы. В последний день пребывания на саратовской земле он ответил на вопросы нашего корреспондента.

- Василий Леонидович, расскажите, пожалуйста, о том, как пришла мысль создать именно такой проект.
- Нам хотелось рассказать конкретные истории из жизни реальных людей - в такой форме размышления о вере, Боге воспринимаются лучше, чем в форме абстрактной, теоретической. Первый наш фильм был о самоубийстве Курта Кобейна, там же была история о пианистке Полине Осетинской - о том, что удержало ее от подобного шага. Однако не все могут воспринять фильм, скажем, о Кобейне - он больше подходит для аудитории молодежной (старшеклассники, студенты). Нас же просят выступить и перед маленькими зрителями, и перед умудренными опытом людьми; поэтому для проекта снимались и другие фильмы - о Свято-Алексиевской пустыни, например. Возим мы с собой и тематические подборки кино, музыки, книг в электронном варианте - ведь часто всего этого нет в провинции.

- Почему именно в форме поездок вы осуществляете свою миссию? Не проще ли показать фильмы, которые вы снимаете, по телевидению?
- Как раз нет, не проще. Мы предлагали свои фильмы на центральные каналы - нас просили все сократить, перемонтировать, убрать разговоры о смысле жизни. Из ленты хотели сделать обычный «жареный репортаж». В нашем первом фильме делается попытка затронуть проблему: почему себя убил 27-летний миллионер, любимец толпы? Самоубийством покончил человек, который олицетворял осуществившуюся американскую мечту: из сельского парня - в любимца толпы, в богача… Почему так произошло? Чтобы понять это, я и поехал в США, снял фильм. Мы думали, что покажем его по телевизору - это и будет проповедь, миссионерство. Но, как я уже сказал, не дали. Тогда моя мама, заслуженная артистка России Галина Яцкина (кстати - почетный гражданин города Саратова), предложила выпустить фильм на дисках и заняться мне тем, что я сейчас и делаю,- ездить по стране и показывать и его, и другие фильмы людям. Объездив пол-России и две трети ближнего зарубежья - Украину и Белоруссию, я понял, что люди очень хотят поговорить о смысле жизни и о том, кто они, ради чего живут. Неправда, что эти вопросы не интересуют молодежь, которую принято всячески принижать и говорить о ней, что «нынешние молодые уж не те». И это видно, это чувствуешь. Телебоссы были неправы, не взяв наши фильм.
- Какова главная цель вашей деятельности?
- Мы показываем, что Православие - единственный способ выживания сегодня, единственный выход из создавшегося в России тяжелого положения. Что сейчас наиболее важно? Не просто рассказать о православной вере и ее догматах, а научить православно мыслить.
- Православно мыслить - что это значит?
- Сегодняшние медиатехнологии многих обманывают. Наша же задача - научить отличать добро от зла, правду от лжи. Тонкие подмены стали слишком распространенным явлением. Понятиями так жонглируют, что диву даешься.
Как Православие может исчезнуть, отчего? Из-за стиля жизни - при внешнем соблюдении догматов полное отсутствие аскетики. В нашей жизни слишком много «толерантности», мнимой открытости. Что такое толерантность? В токсикологии это нечувствие к ядам, нереагирование на вредные для организма вещи.
В детстве человек делает запас на всю жизнь - сказки, песни, впечатления помогут потом взрослому человеку сориентироваться на жизненном пути. А что будет делать человек, который ничего не знает о родной культуре, о своих традициях, не будет знать, Кто такой Бог и для чего нам даны заповеди, если он будет смотреть, например, только аниме или читать книги о Гарри Поттере, смотреть мультфильмы о Шрэке? Какой запас останется у него? Кем он станет?..
- Василий, вы побывали во многих городах и селах. Люди различаются как-то по своему внутреннему устроению на севере и на юге, на западе и на востоке - или это иллюзия?
- Там, где нужно сохранять веру, ограждать ее от чуждых влияний, там христиане активнее - например, на Западной Украине, где много униатов. Саратов более расслаблен, чем Львов, но менее, чем, скажем, Вятка. В Почаеве, например, тоже очень активные православные - они словно действующая армия в окружении. Там, где идет война, дух либерализма невозможен. А нам сейчас не хватает здорового охранительства. Мне очень нравится это слово - «охранительство». Мы получили самую лучшую веру, получили ее от Апостолов - ее нужно охранять, чтобы не потерять. Охранительство в сочетании с новейшими технологиями и умением объяснить человеку, почему глобализация - смерть для Православия,- вот наша задача. Еще наблюдение: тяжело возрождается Православие там, где не почитают новомучеников, и там, где было много обновленцев в свое время, «живоцерковников», священников, которые предали Христа.
- Василий Леонидович, часто приходится слышать, что люди, занимающие руководящие посты, ходят в храм из конформизма, политической необходимости. Как вы думаете, это так?
- Может, поначалу это и так, однако я не думаю, что это всегда плохо и неправильно. За начальством в храм придут подчиненные, а здесь, в Церкви, уже действие благодати Божией начинается. Так расширяется пространство спасения. Пусть лучше чиновники ходят в храм, чем в ночные клубы. Конечно, сторонники либерализма скажут на это, что так нельзя, что пусть уж лучше три человека, но искренние стоят на службе… Однако пути Господни неисповедимы: если человек по какой-то причине переступил порог храма Божия - значит, его призвали.
- Хотелось бы затронуть еще одну актуальную тему: конфликты националистов с представителями кавказских народов в Москве и других российских городах. Чем это вызвано и как этого избежать в будущем, по вашему мнению?
- Я считаю, что нестроения и погромы оттого и происходят, что мы не преподаем в школах основы родной веры, родной культуры. Мы не объясняем детям, что Россия всегда была многонациональной и многоконфессиональной страной, что под ее началом все народы до революции мирно сосуществовали.
Когда я выступал в Чечне, я не очень понимал, зачем Господь меня туда «забросил», потому что там о Православии невозможно даже упомянуть - там преподают ислам в каждой школе. И когда я вышел, чтобы провести беседу о вреде наркомании (так было задумано устроителями), кто-то крикнул: «Зачем он здесь? У нас нет наркомании! Это у них там, в России, наркомания!» Тогда я стал показывать фильм о глобализме, о том, как собираются Россию завоевать изнутри. Речь зашла об антихристе. Я сказал, что сам православный христианин, верую во Христа, что все верующие люди никогда сатане не поклонятся. И почувствовал, что ненависть аудитории, которую я ощущал физически, исчезла, появился неподдельный интерес. Потом подошел ко мне удивленный студент: «Значит вы, русские, тоже не с даджалом!» (даджал - это антихрист у мусульман, лжепророк, которого победит Исса, Иисус Христос). Чеченцам, оказывается, экстремистски настроенные исламские деятели говорят обратное, вызывая ненависть к русским…
У нас, людей разных национальностей и разных религиозных верований, есть много общего, и мы должны помнить об этом. Это общее - вера в Бога, соблюдение заповедей. Помнится, один иранский режиссер снял фильм под названием «Цвет Бога» - на него с большой охотой шли православные москвичи, настолько он был близок каждому верующему человеку.
Дело-то не в толерантности, которая нужна только золотому тельцу. Дело в любви друг к другу. Богу нужна только любовь.
 

Наталья Волкова


Газета «Православная вера», № 24 (428)


 
Источник: Русская народная линия