Литературная газета

Поколение тридцатилетних начинает понимать, что однажды его обманули, увели от света. Пожалуй, об этом и снял свой документальный сериал «Под Солнцем» молодой режиссёр Василий Яцкин. Нынешние подростки входят в жизнь ещё труднее. Как помочь им? О фильме, о сложных вопросах, поставленных в нём, мы поговорили с автором.

– Как вы думаете, каков круг зрителей вашего фильма – это дети, это молодые родители, это подростки? Какова реакция посмотревших?

– Оказалось, на опыте моих многочисленных выступлений перед зрителями – самая широкая. После показа на одном кабельном канале Москвы руководители этой телекомпании сказали, что рейтинг был необычайно высоким. Произошло это во многом потому, как они объяснили, что сюжетная линия о «маленьком Моцарте» Полине Осетинской привлекла к экранам старшее поколение, а линия про самоубийцу рок-идола Курта Кобейна (лидера «Нирваны») – молодёжь. Мы к этому и стремились. Нам было важно поговорить о главном – о смысле жизни и с отцами-матерями и с детьми. Очень рад, что приглашают выступить с показом в школах, училищах, вузах, военных частях, молодёжных клубах, творческих организациях и даже в тюрьмах и колониях для несовершеннолетних. Реакция самая удивительная. Иногда обсуждение фильма затягивается на 2–3 часа. Задают самые разные вопросы. Считаю удачей, когда с аудиторией выходим на разговор о смысле жизни, о традиционных для России ценностях, на разговор о православии.

– Упомянутый рок-музыкант является для вас смысловой фигурой?

– Мне важно то, что Кобейн – яркий пример жертвы той бессмысленности, что сейчас навязывают миру в качестве цели и смысла жизни. Курт, вышедший из глубокой провинции, из простой небогатой семьи, когда заимел международную славу, богатство, ослепительную жену и чудную дочку, убивает себя в 27 лет! Недаром в фильме звучат слова: «Золушка покончила жизнь самоубийством, итог американской мечты». Значит, есть что-то гораздо более насущное для человека, чем материальный комфорт. Что это? Об этом журналист и ведёт расследование в сериале. Когда в Россию приезжал известный немецкий театральный режиссёр Питер Штайн и набирал труппу из русских актёров для постановки одной из шекспировских пьес, его спросили, почему он не набирает труппу на Западе. Штайн дал поразительный ответ: «На Западе люди разучились страдать, а у русских этот дар ещё не утрачен». Вот Кобейн – американец, а страдал от тех вещей, от которых его соотечественников приучают получать удовольствие.

- Ваше отношение к тому, что сейчас предоставляется телевидением молодёжи?

– Резко отрицательное. На молодой аудитории откровенно хотят делать деньги, потворствуя низменным инстинктам. Когда же хотят поговорить о важных вещах, «подстраиваются» под какой-то улично-дебильный стиль, в котором разговор о сокровенном заранее сводится на нет. А я на встречах со старшеклассниками вижу, как им хочется поговорить о серьёзных вещах: о смысле жизни, о смерти, о вере, о Боге. Но часто бывает не с кем. Или они стесняются говорить об этом со взрослыми. К тому же сейчас шоу-бизнес и масскультура делают немало, чтобы поссорить детей с родителями. Подогревают их ненависть и протест по отношению к предыдущим поколениям, разрушают преемственность.

–Известно, что Россия занимает едва ли не первое место по числу самоубийств на душу населения, может ли ваш фильм внести хоть какой-то вклад в усилия по изменению ситуации?

– Россия занимает первое место по числу самоубийств среди молодёжи. И некоторые психологи считают, что это происходит оттого, что молодые особенно остро чувствуют бессмысленность жизни только ради денег. Неудивительно. Веками русскому человеку в подкорку закладывалась мысль о высших смыслах жизни: жертвенности, любви... А тут, оказывается, нужно, как в телешоу «Последний герой» или «Слабое звено», всех уничтожить, чтобы самому победить, оставшись в гордом одиночестве. Мы не предполагали, что «Под солнцем» заденет эту страшную проблему – самоубийств среди молодёжи. Однако после просмотра фильма в разных городах ко мне стали подходить юноши и девушки и признаваться, что их часто посещает желание покончить с собой. Тогда начал специально в обсуждении фильма делать акцент на этой теме. Монах в фильме говорит Полине Осетинской о том, что «самоубийство – это самый страшный грех перед Богом и что эти мысли внушают бесы». В фильме есть демонический персонаж – «чёрный человек». Стараюсь объяснить, что подобные ему незримые твари внушают нам мысли, что «иного выхода нет». Но они получают власть только над теми, кто теряет связь с Богом. Однажды в классе меня внимательно слушал паренёк. Он был весь бледный и тихий. Потом учительница подошла ко мне и сказала: «Он вообще-то у нас хулиган. А тут сидел, не шелохнувшись. Это потому, что тема суицида его напрямую касается – у него уже две попытки были... Спасибо за ваш фильм. Теперь он, даст Бог, иначе взглянет на происходящее с ним».

– «Под солнцем» – проект, рассчитанный на несколько частей. О чём они и когда зрителю стоит их ждать?

– Весь сериал о музыке, через которую, как оказалось, идёт борьба за душу человека. В первой серии «Благословение или проклятие» Курт Кобейн рядом с российской пианисткой Полиной Осетинской. Во второй серии, где мы говорим о «родовых проклятиях» и нашей связи с предками, рядом с Кобейном представлены фольклорные русские ансамбли: «Веретёнце», «Сирин», «Измайловская слобода», уже четверть века собирающие по деревням старинные песни и сказания. В третьей серии – шоу-бизнес и классическая музыка. Её представляют великие творцы в области классической музыки: дирижёр Евгений Колобов, виолончелист Александр Князев и канадский пианист Глен Гульд, с помощью которых мы пытаемся показать самое высшее проявление человека в музыке рядом с самым беспросветным отчаянием («Нирвана»). В четвёртой серии мы рассматриваем духовную церковную музыку и то, что она несёт для людей. Через духовный взгляд на вещи пытаемся увидеть причину внутренней трагедии лидера «Нирваны». На этом и заканчивается наше расследование, связанное с Кобейном. 

Мы – маленькая студия, замахнувшаяся на проект большого масштаба. Но я очень верю, что мы найдём соратников и средства. Ведь есть в России люди, которым не всё равно, что с нами будет завтра.

– Когда и на каком из телевизионных каналов можно увидеть вашу работу?

– Мы специально делали фильм, чтобы его увидела как можно большая часть аудитории. Получили награды Министерства культуры, фестивалей в Киеве и Москве, миссионерского отдела нашей церкви. У меня есть друзья по факультету журналистики, которые сейчас занимают высокие места на центральных каналах ТВ. Они просят показать «Под солнцем» своим детям, но при этом ничем не могут помочь, чтобы показать фильм стране. Но ведь не может же так продолжаться всегда...

Беседовал Александр ГОРБУНОВ