ОБЖИГАЮЩЕЕ СОЛНЦЕ ПРАВДЫ
– Василий, расскажите, о чем ваш фильм и с какой целью он был снят?
– Наш фильм – миссионерский. Это журналистское расследование, созданное в необычном художественно-документальном стиле. Задача фильма – привлечь внимание общественности к подростковым проблемам. В первую очередь, он рассчитан на невоцерковленную молодежь. Мы специально сделали фильм немного жестким, чтобы смотрящие его не расслаблялись, чтобы картина их «зацепила».
После небольшого вступления, рассказывающего о чем этот фильм, я даю «домашнее задание», чтобы ребята по окончании просмотра попытались найти ответ на те вопросы, которые поднимаются в картине.
В фильме на примере судеб разных людей показывается, к чему может привести то или иное воспитание в семейном кругу. В нем присутствует очень много молодых людей: солист американской рок-группы «Нирвана» Курт Кобейн, покончивший жизнь самоубийством в 27 лет; российская пианистка Полина Осетинская, сумевшая побороть в себе это искушение; детки из лицея Свято-Алексеевской пустыни под Переяславлем-Залесским, которым также досталось нелегкое детство.
– Но ключевой фигурой фильма является все-таки Курт Кобейн...
На примере Курта очень хорошо прослеживается, как, начиная с самого детства и далее, его все время травмировали, все время разворачивали лицом к смерти. Сейчас мы слышим некоторые молодежные песни, которые буквально пропагандируют отчаяние и нежелание жить. Детям, которые слушают эти песни, по 12-13 лет. Они еще ничего не видели в жизни, но уже во всем разочаровались. Если их спросить в чем, они не смогут ответить, но они уверены, что мир катится в бездну и смысла жизни нет. И в каждой школе, где я выступаю с этим фильмом, есть два-три ученика, которые делали попытки самоубийства. И мне становится ясно, насколько этот фильм необходим для них.
– В фильме присутствует «черный человек». Кто он такой?
– «Черный человек» – это некая загадочная личность, которая стоит слева за спиной у каждого из нас и внушает нам черные мысли. У Есенина есть «черный человек», приходил он и к Моцарту. Этот персонаж глубокий и... очень древний. Все мы знаем о нем с первых страниц Библии, из 3-й главы книги Бытия. В третьей серии нашего фильма этот «человек» становится агентом шоу-бизнеса. Он подписывает контракты, следит за тем, чтобы его протеже стал кумиром молодежи, моделью для подражания подростков. И потом он его убивает. И в результате, вслед за смертью своего кумира, огромное количество фанатов кончает жизнь самоубийством. Так было с Кобейном. Это правда. Во многих частях света вслед за ним ушло много молодых людей. И до сих пор, к сожалению, есть такие случаи.
– А вам «черный человек» не мешал снимать этот фильм?
– Курт Кобейн жил в Сиэтле, в двухэтажном особняке на берегу красивейшего озера. Вокруг этого озера проживают воротилы большого американского бизнеса, в частности, широко известный Билл Гейтс, основатель фирмы «Microsoft». Все дома вокруг этого озера обсажены огромными деревьями, чтобы папарацци не могли приблизиться к ним и снять то, чего не хотели бы показать их хозяева. Я долго ходил вокруг дома Кобейна с камерой, в надежде отснять необходимый для меня материал. И вот, только я нашел небольшой просвет между деревьев, откуда можно было хоть что-то снять, на меня навалились жуткие мысли и такая тяжесть, что я сам был на грани самоубийства. Некий голос мне внушал, что я зря приехал в Америку, я не получу интервью у родственников Курта, я никогда не сниму этот фильм и вообще я никому не нужен, мои родственники только терпят меня и зачем только я живу на белом свете. Но тут же некая светлая мысль посетила меня... и я открыл свой рюкзачок, в котором я вожу с собой молитвослов. Молитвослов открылся на той странице, где у меня лежала маленькая бумажная иконочка. Это были псалмы Давида. И с первыми словами псалмов уныние и тяжесть отлетели. И потом, когда я пришел к священнику, он мне объяснил, что я был возле особняка, где Кобейн в 27 лет покончил с собой, а мне сейчас тоже 27 лет, и Бог дал почувствовать, что такое нападение диавола, того самого «черного человека».
Так он умеет бить по самым слабым местам и внушать самые страшные мысли. После этого я понял, что реально существует иной и чуждый нам мир, и поэтому нужно ходить в Церковь и молиться, чтобы избавиться от этой напасти. А ведь некоторые молодые люди не понимают этого. И когда духи злобы начинают внушать молодому человеку, что не надо жить, он не знает, как с этим быть. Ему кажется, что это его собственные мысли, а между тем их внушает демон.
– Появление в фильме «черного человека» не вызывает отторжение у православных христиан?
– Каждый сюжет фильма был согласован с монахами Оптиной пустыни. Один из этих иноков сказал: «Хорошо, что вы показали в фильме «черного человека». Тем самым вы растождествили его с тем человеком, которого он губит. А то ведь многие этого не понимают и принимают греховные мысли, внушаемые им диаволом, за свои собственные». Однажды я показывал этот фильм в детской колонии под Воронежем, где сидят малолетние преступники, совершившие по нескольку убийств. После просмотра из зала раздался вопрос: «А кто этот «черный человек»?» Не успел я ответить, как замполит этой колонии, православный офицер, построивший для заключенных молельную комнату, сказал: «Петров, это ты спрашиваешь? А помнишь, что в твоем личном деле записано: «Не помню, как по пьяни всадил нож в спину». Так вот, руку твою направлял этот самый «черный человек».
– Второй персонаж, о котором вы рассказываете в вашем фильме, – это пианистка Полина Осетинская, прославившаяся в детстве, как маленький Моцарт. Почему ваш выбор пал именно на нее?
– Вы видели ситуацию с Кобейном – очень депрессивную и мрачную. А показывать людям только темную сторону мне кажется преступлением, поэтому надо обязательно показать рядом творческую, созидательную личность, свет и радость детства и... показать настоящее воспитание детей.
Я поставил Полину в контраст с Кобейном. Она была широко известна в 80-е годы ушедшего века. Объездив всю страну, дала в целом около полутысячи концертов, которые заканчивались диспутами, ее по 20 раз вызывали на бис, задавали множество вопросов – о политике, религии, культуре, она читала со сцены стихи. Это была потрясающая личность, она могла, пообщавшись немного с человеком, сесть за рояль и нарисовать его точный музыкальный портрет. И мне очень хотелось, чтобы она была рядышком в этой истории с Кобейном и освещала все, как солнышко, недаром фильм наш называется «Под Солнцем».
– Талант Полины обернулся для нее большим испытанием. У нее тоже возникали мысли о самоубийстве, но она смогла перебороть это искушение.
– Да. Ее отец, Олег Осетинский, известный драматург и сценарист таких фильмов, как «Звезда пленительного счастья» и «Михайло Ломоносов», разработал целую систему воспитания своей дочери, в которой она всегда была нагружена какой-то творческой работой – концертными выступлениями, репетициями, знакомством с шедеврами русской культуры. Он всесторонне развивал ее как личность, но... в какой-то момент между двумя любящими друг друга людьми пролегла трещина.
Очень важно сознавать, что ребенок – это не просто часть плоти и крови родителей, с которым ты можешь делать все что угодно, а подарок от Господа. Ребенок одновременно принадлежит родителям, самому себе и Богу. Поэтому в жизни ребенка мы должны оставлять какое-то местечко, в которое может войти Сам Бог и направить ребенка по нужному Ему руслу развития. Чтобы увидеть, зачем он на этот свет родился, какой талант дан ему от Бога и куда его Господь хочет повести. У Полины случился душевный срыв, преодолеть который помогло ей то светлое, что было заложено в ней с детства. По ее словам, когда ей бывает плохо, она садится за пианино и начинает играть Баха. А Бах помогает ей соединиться с Богом, и скорбь уходит.
– Известны ли вам удачные примеры воспитания через настоящую культуру?
– Как раз об этом третий сюжет нашего фильма. И в нем, помимо Кобейна и Полины, присутствует удивительный лицей из Свято-Алексеевской пустыни под Переяславлем-Залесским. Отец Алексей, начавший восстановление этой пустыни (об этом «Вера» рассказывала в № 441 за 2003 год), и предположить не мог, что ему придется заниматься воспитанием детей. Бывший музейный работник, знающий русскую культуру не понаслышке, он сумел создать для детей такую атмосферу воспитания, что сейчас к нему уже тянутся не только брошенные дети, но целые семьи. В лицее он создал несколько музеев – орнитологии, морских животных, древнерусской литературы, предметов старины. Дети постоянно слышат классическую музыку христианских композиторов. Кстати, известный русский православный путешественник Федор Конюхов отдал своих детей на воспитание именно в этот лицей. Где дети узнают очень многое и о мире, и о вере, но вместе с тем им дается определенная свобода, чтобы они могли выразить себя. Загружены они очень сильно. Сила личности вырабатывается тогда, когда вырабатывается воля, когда ребенок не шатается где попало целый день, а нагружен полезным делом. Сейчас подрастает целое поколение детей, которых родители воспитывают в православной вере. И они недоумевают, почему их дети в 14 лет бросают Церковь. Все плоды их воспитания вдруг куда-то улетучиваются. Я глубоко убежден: дело здесь в том, что души этих детей не были пропитаны настоящей культурой. Как известно, человек состоит из тела, души и духа. Их дух воспитали на Евангелии и Законе Божием, а души их не наполнили музыкой Баха, Рахманинова и других христианских композиторов, их не научили правильному отношению полов. И в результате, когда они подросли и вышли на улицу, эту душевную пустоту наполнили рок-музыка и дискотечное беснование.
– Мы всегда хотим, чтобы наша деятельность приносила конкретные положительные плоды. У вас есть примеры того, что ваша деятельность помогла кому-то избежать самоубийства?
– Я не могу, сделав фильм только в 2004 году, уже видеть его реальные плоды. Но расскажу несколько случаев. Я недавно выступал в московской школе. И мне сказали, что на третьей парте сидит хулиган, не обращайте на него внимания. Мы показали им этот фильм. Я смотрю, этот парень побледнел, весь – внимание. Он так разволновался, что даже вопрос не мог задать. Превратился в глаза и уши. И вот проходит какое-то время, ко мне подходит учительница и говорит: мы так благодарны вам, что вы пришли к нам и выступили, потому что этот парень уже дважды пытался покончить с собой, но вот сейчас он увидел ваш фильм, и, может быть, что-то в нем изменится в лучшую сторону. А ребятам на уроке я четко сказал, что если у вас есть мысли о самоубийстве, это вам внушает «черный человек», а вы обращайтесь к Богу, и это пройдет.
В Екатеринбурге мы показывали фрагменты из третьей серии нашего фильма. Там «черный человек» – агент шоу-бизнеса, и рядом классическая музыка, Большой зал консерватории. Здесь как бы борьба двух начал, одно из которых разворачивает молодежь лицом к смерти, другое – лицом к жизни. После просмотра ко мне подходит девушка и говорит: «У меня обнаружили голос, я хотела «продаться» на «Фабрику звезд». Но после вашего фильма я туда не пойду, я буду изучать русский романс, русские песни.
– Ваш фильм отмечен премиями на Московском и Киевском православных фестивалях. Какую работу вы планируете дальше?
– В фильме нет прямой проповеди православия. Однажды я показывал его в военном госпитале. После фильма ко мне подошла одна пожилая женщина, православная христианка, служащая в этом госпитале, и стала сетовать: «Я думала, этот фильм православный, а он про гитариста да пианистку». Но вслед за ней ко мне подошли ребята, лечившиеся в этом госпитале, и сказали, что если бы этот фильм был «поповский», то они сразу бы встали и ушли, а тут «Нирвана», их кумир. И многое после фильма для них стало понятно.
Через какое-то время женщина позвонила мне и извинилась, сказав, что после беседы с ребятами и показа фильма у нее в госпитале милостью Божией трое из них крестились.
С другой стороны, мы совершенно не находим понимания у центрального телевидения. Когда мы предлагаем свой фильм, нас сначала хвалят за прекрасные съемки и прочее, а потом говорят: «Вы знаете, это «неформат». Это такой жаргон на телевидении. Зато «формат» – это бесконечные юморины, секс и насилие. И это делается в стране, в которой такая великая культура! У них своя политика – кто-то специально разрушает нашу страну, другие просто деньги хотят сколотить, третьи не хотят, чтобы их с работы уволили. И все это образует круговую поруку, которая удерживает наши центральные каналы в том русле, в котором они есть. Я бы хотел, чтобы этот фильм показали по центральным каналам телевидения, но пока только некоторые региональные каналы соглашаются его показать.
А миссионерское кино очень важно. Такое кино заставляет задуматься над серьезными вещами.
Мы всегда рады приехать в любой город, в который нас пригласят для показа фильма и беседы с учащимися. Сейчас всей России надо молиться, потому что нас хотят уничтожить. И если наш фильм поможет хотя бы одной душе остановиться у последней черты, мы будем считать, что не напрасно живем на этой земле.
Беседовал Николай ПИРОГОВ
Курт Кубейн, журналист и «черный человек», Полина Осетинская.
- Известный режиссер рассказал архангельским школьникам о пагубном влиянии телевидения и кинематографа
- Миссионер поневоле
- В Петербурге волонтеры встретились с режиссером Василием Яцкиным
- ПОД СОЛНЦЕМ. Жизненно важный урок.
- Приднестровье, институт МВД
- ПОД СОЛНЦЕМ в закрытом городе
- Василий Яцкин встретился с заключенными исправительной колонии города Брянска