ПОД СОЛНЦЕМ ЛЮБВИ

СЕМЕЙНЫЙ СЕРИАЛ ЯЦКИНЫХ - ЭТО ВОВСЕ НЕ "МЫЛЬНАЯ ОПЕРА"

- Я боялась трех вещей: старости, тюрьмы и слепоты. И получила их целиком. Мне почти девяносто. И это - совершенно великолепное время жизни. Замечательное! У меня ничего не отнято в старости. Я и любить могу - не видя, не глядя, не дотрагиваясь. Тюрьма оказалась таким даром судьбы, за который я бесконечно благодарна. Слепоту я тоже получила. Пока не могу понять, что хорошего она мне принесет. Но, во всяком случае, вынести это я могу. Может быть, как раз благодаря тюрьме и лагерям, которые научили меня распределению ценностей: что важно, что менее важно и что совсем не важно. И еще тому, что называется терпением, смирением, верой. Значит, так надо. Это не всегда легко.

Так говорит в фильме "Даниил и Алла" его главная героиня - Алла Александровна Андреева, вдова одного из самых своеобразных мыслителей и поэтов минувшего века Даниила Андреева. Без нее мы могли бы и не узнать ничего о нем. Это она спасла, долгое время хранила и издала в 80-х годах его рукописи, среди которых и стихи, и знаменитая "Роза мира".

Их история любви невероятно горька и красива. Десять лет знакомства и пробуждение чувств. Война, фронт и осознание взаимной любви в разлуке. Бурная встреча. И новая разлука - десять лет тюрьмы и лагерей. Наконец, соединение жизней в одну, венчание - и смертельная болезнь Даниила.

Они прожили вместе всего четыре года. Она жила с ним всю свою долгую жизнь.

Фильм снимался, когда Алла Андреевна была жива. А завершался, когда она ушла из жизни. Сняла его Галина Яцкина, заслуженная артистка России. Многие помнят ее как замечательную актрису по таким, например, фильмам, как "Женщины" и "Слово для защиты". Сейчас она занята авторским кино вместе со своим сыном Василием Яцкиным. Их студия "Киноконтакт" создает сериал "Под солнцем" - о борьбе добра и зла за души людей, о любви и вере. Фильмы необычные, талантливые, очень личные.

"Даниил и Алла", например, для Яцкиной не просто очередная работа, а весьма значительная часть жизни. Последние двенадцать лет она близко дружила с Аллой Александровной и была глубоко погружена в ее духовный мир. И потому, как бы интересны ни были события, о которых рассказывает фильм, более всего захватывает в нем другое.

Напряженный поиск веры и смысла нашего существования. Диалог с Богом, который ведет героиня.

Об этом размышляют в фильме и близкие ей люди - Евгений Колобов (это одна из последних в его жизни съемок), Петр Фоменко, Алексей Рыбников, сама автор картины. И это убеждает, что религиозная тема не только сложна, но необычайно увлекательна, если ее касаются талантливые мастера, настоящие личности, глубоко верующие люди.

Удивительно тонко и тактично решена в фильме непростая проблема "Розы мира", весьма спорного произведения Даниила Андреева. Сам он, как и Алла Александровна, был человеком православной традиции, но книга его во многом этой традиции противоречит. Размышляя об этом, Алла Александровна не судила любимого, но сострадала ему. Она решительно отделяла его от оккультистов, с которыми много боролась за имя и духовное наследие мужа. И была убеждена, что Даниил Андреев - прежде всего поэт, а творчество его нуждается в тонком понимании.

- Есть только одна Книга на свете, одна-единственная, - говорит она в фильме, - это Евангелие. И ничто не может встать рядом. Но есть много желающих услышать иной мир, проникнуть в него. Это очень страшно. Даниил за это заплатил жизнью. Он совершенно точно от этого умер.

В фильме есть уникальные кадры свадебного путешествия Даниила и Аллы. На пароходе по Волге они плывут после венчания. Смертельно больной поэт, измученная многими испытаниями его Муза. Они веселы и красивы. Это единственная съемка Даниила Андреева. Несколько секунд, которые вспышкой озаряют целую судьбу - трагическую и романтическую.

И еще поразительные кадры - уже недавние. Совершенно слепая Алла Андреева ведет Галину Яцкину по старой Москве как экскурсовод. Уверенно рассказывает и показывает то, что хранится в ее памяти, которая может быть сильнее и реальнее самой жизни.

И жизнь непобедима, когда выстраивается по законам, данным свыше. Как говорит об этом в фильме его героиня:

- Нельзя чего-то делать не потому, что Господь Бог накажет, а потому, что Он есть. Нужно стать ближе к тому, каким Господь тебя замыслил.

Коновалов Валерий обозреватель "Труда"